Задачи:

  • пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей;

  • приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников;

  • улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов;

  • сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей;

  • оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.

 

 

Направления деятельности библиотеки

 

1. Работа с учащимися: уроки культуры чтения; библиографические уроки;

информационные и прочие обзоры литературы;

доклады о навыках работы с книгой;

2.Поддержка общешкольных мероприятий;

3. Работа с учителями и родителями:

выступления на заседаниях педсовета; обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;

отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;

информационные обзоры на заданные темы; индивидуальная работа с педагогами.

 

Деятельность по формированию фонда библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

 

п/п

Содержание работы

Срок

исполнения

1

2

3

1. Работа с фондом учебной литературы

 

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников);

составление совместно с учителями заказа на учебники;

формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы;

подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;

сентябрь-октябрь

ноябрь

2

осуществление контроля выполнения сделанного заказа;

прием и обработка поступивших учебников:

оформление накладных.

запись в книгу суммарного учета.

штемпелевание.

оформление картотеки,

май

по мере поступления

3

Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

сентябрь

4

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

сентябрь

5

Оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники»

сентябрь

6

Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ

октябрь-ноябрь

7

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)

май

8

Работа с резервным фондом учебников:

ведение учета;

• размещение для хранения;

сентябрь-ноябрь

 

 

 

2. Работа с фондом художественной литературы

1

Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки:

к художественному фонду;

к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)

постоянно

2

Выдача изданий читателям

постоянно

3

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

постоянно

4

Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий

постоянно

5

Ведение работы по сохранности фонда

постоянно

6

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей

постоянно

7

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся

на каникулах

8

Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами»

в течение года

9

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа

октябрь

3. Комплектование фонда периодики

1

Оформление подписки на первое и второе полугодия

октябрь, апрель

 

 

 

 

Работа с читателями

п/п

Содержание работы

срок

исполнения

 

 

 

Индивидуальная работа

1

Обслуживание читателей - учащихся, педагогов, технического персонала

школы, родителей

постоянно

2

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

3

Беседы со школьниками о прочитанном

постоянно

4

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

по мере поступления

5

Выставка книг «Это новинка!»

по мере поступления

Работа с библиотечным активом

1

Заседание школьного библиотечного актива

один раз в четверть

 

Работа с родительской общественностью

 

1

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления

май-июнь, сентябрь

2

Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов.

по плану проведения педсоветов

Работа с педагогическим коллективом

1

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

периодически (на совещаниях)

2

Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок)

сентябрь

Работа с учащимися школы

 

1

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки

постоянно

2

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей

один раз в четверть

3

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики

постоянно

4

Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации

август

5

Подготовка рекомендаций для читателей — школьников в соответствии с возрастными категориями

постоянно

7

«Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году

май

8

Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию

по мере необходимости

Библиотечно-библиографические и информационные знания — учащимся школы

1

1-й класс

Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)?

Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)

 

январь

май

2

2-й класс

Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе

Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация

ноябрь

январь

3

3-й класс

Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы)

 

Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках

ноябрь

 

февраль

4

4-й класс

Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели

 

Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки

декабрь

 

апрель

5

5-й класс

Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними

 

Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью

декабрь

апрель

 

6

6-й класс

Выбор книг в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке

ноябрь

7

7-й класс

Выбор книг. Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею

декабрь

8

8-й класс

Алфавитный каталог. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога

апрель

9

9-й класс

Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения

февраль

10

10 – 11 класс

Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада

март

Массовая работа

1

Выставка учебных изданий к предметным неделям

по предметным неделям

2

Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей

в течение года

3

Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей

в течение года

4

Выставки книг юбиляров

в течение года

5

Подготовка материалов к общешкольным мероприятиям

в течение года

 

1

2

3

 

4

Экологическое воспитание

Выставка «Здоровье планеты - твое здоровье».

Беседа « Береги свою планету» - 5 классы.

Продолжить вести картотеку газетных статей по теме: «Наша планета в экологической опасности».

Экологическая игра «Чудесный мир» -7 классы

 

ноябрь

январь

в течение года

 

декабрь

 

Эстетическое воспитание

 

1

2

 

3

 

4

 

5

6

 

 

1

2

3

 

 

 

 

1

2

 

 

3

 

4

 

 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

1

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Литературный праздник «Незнайка и все-все- все». – 4 классы.

Неделя детской книги

«Здравствуй, книга детская» 1-4 классы

Виртуальная экскурсия в прошлое и настоящее библиотек «Кладовая знаний» - 6 классы.

Литературный утренник, посвященный творчеству И. А. Крылова «Тернистый путь к славе» - 5 классы

Конкурсная программа « В сказках все случается» -2 классы.

Театрализованное представление «Его величество этикет» - 4 классы

 

Нравственное воспитание

Книжная выставка « Познай себя»

Беседа «Мир, в котором тебя любят» - 8-9 классы.

Библиотечный урок «Все профессии нужны, все профессии важны» -

9-10 классы

 

Воспитание здорового образа жизни

 

Книжная выставка «Формула здоровья»

Цикл бесед: «Не болейте никогда»- 7 классы;

« Курить – не модно». – 8 классы;

« Бег по кругу»- о наркотической зависимости для 9-11 классов

Викторина, посвященная истории олимпийских игр «Игры, угодные богам» -8-9 классы

Интеллектуально – познавательная игра «Расти красивым и сильным!» -

6 классы.

 

Патриотическое воспитание

Книжная выставка «Государственные символы России»

Историческая викторина « Честь имею» --8 класс

Устный журнал « Их доблесть бессмертна» - 7 классы

Цикл бесед по классам:

- Нам дороги эти позабыть нельзя. -5 классы.

- Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла. 4 классы.

- В память о днях геройских.- 6 классы.

 

Краеведение

 

Беседа « Их именами названы улицы» - 5-6 классы.

Игра- путешествие по истории г. Ряжска « Маленькая Родина моя » -

6-7 классы

Продолжить вести тематические досье:

- Наш город – мы им гордимся.

- Знатные земляки.

- Милая сердцу земля. / Стихи Ряжских поэтов.

- Негасимый огонь памяти. / О ВОВ

 

 

 

ноябрь

 

март

октябрь

 

февраль

 

март

апрель

 

 

сентябрь

апрель

декабрь

 

 

 

 

в течение года

в течение года

 

 

январь

 

апрель

 

 

 

в течение года

февраль

май

 

апрель- май

 

 

 

 

 

март

апрель

 

в течение года

Реклама библиотеки

 

1

Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление.

в течение года

2. Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

1

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях)

 

постоянно

2

Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)

постоянно

3

Оформление информационных стендов-папок:

«Правила пользования книгой»;

«Правила поведения в библиотеке».

 

в течение года

4

Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку.

 

в течение года

5

Информирование пользователей о режиме работы.

 

сентябрь

6

Продолжить оформление альбома – летописи « Библиотека школы №2 «

По мере сбора материала

 

 

 

 

Профессиональное развитие сотрудников библиотеки

1

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей.

по плану МО библиотекарей

2

Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы.

в течение года

3

Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере.

Переход на электронный каталог учебников.

в течение года

 

 

Joomla templates by Joomlashine