ПРОГРАММА   РАЗВИТИЯ

 

муниципального общеобразовательного учреждения

«Ряжская средняя школа №2»

города Ряжска Рязанской области

на 2012 – 2016 годы.

 

I. Качественнаяхарактеристика.

 

МОУ«Средняя школа 2»открыта в 1932 году. 

Учредители школы: Муниципальное образование – Ряжский муниципальный район Рязанской области.

МОУ «Средняя школа №2» расположена в четырех зданиях. Корпус №1, где обучаются 342 учащихся 5 – 11 классов, введен в эксплуатацию в 1939 году. Здание кирпичное, двухэтажное с полуподвальным помещением, общей площадью 3120 кв.м. В нем расположены 21 классная комната, спортивный зал площадью 184 кв.м., столовая на 100 посадочных мест, библиотека – 50.4 кв.м.

Второй учебный корпус, где в 9 классных комнатах обучаются 211 учащихся 1-4 классов, построено до революции, его площадь 1040 кв.м. Здание кирпичное, двухэтажное, в полуподвальном помещении располагается столовая на 100 посадочных мест, имеется спортивный зал площадью 112,2 кв.м.

Третье кирпичное одноэтажное здание приспособлено под столярно-слесарные мастерские (175,5 кв.м) на 20 рабочих мест, здесь также располагаются три классных комнаты.

В четвертом двухэтажном кирпичном здании находится мастерская по обслуживающему труду площадью 104 кв.м на 25 рабочих мест, кабинет музыки и лыжная база.

Третье и четвертое здания также построены до революции. К третьему зданию в 1964 году пристроены гараж и мастерская для рабочих школы. Общая полезная площадь всех помещений 1942 кв.м. С 1998 года школьные здания отапливаются централизовано, работают системы централизованного водоснабжения, канализации.

Продолжительность урока - 40 минут.

Вторая половина дня, суббота - индивидуальные консультации, рабо­та кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела классов.

II.       Характеристика педагогического коллектива. 

Всего педагогов– 37 

а) образование:

высшее педагогическое образование – 33

среднее специальное образование - 4

б) по стажу работы:

1-3 года

4 – 10 лет

11 – 20 лет

21 – 30 лет

Свыше 30 лет

1

3

9

11

13

в) по квалификационным категориям:

 Высшая категория

I квалификац. категория

II квалификац. категория

5

29

3 

г) количество работников, имеющих отличия:

1. Значок «Отличник народного просвещения» - 13 человек

2. Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» - 3 чел.

3. Почетная грамота Министерства образования – 6 человек

4. Правительственные награды (медали) – 2 человека  

д) обеспеченность кадрами:

кадрами обеспечены.

В школе работает методический совет школы и следующие методические объединения учителей-предметников:

филологов;

математиков;

естественных наук;

эстетического цикла;

начальных классов.

III. Особенности управления  школой . 

Административное управление осуществляет директор и его замести­тели.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагоги­ческий совет, методический совет, общешкольную конференцию.

Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управ­ление образовательным процессом и осуществляют мотивационную,               ин­формационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

IV. Социальная среда школы.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее расположение в центре города. Культурный центр - ДК, где функционирует библиоте­ка, кинозал, организована работа кружков; дом творчества, музыкальная, художественная, спортивная школы.  Отсутствие возможности взаимо­действия с культурными центрами города не позволяют обеспечить в доста­точной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортив­ных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.

 V.Субъекты и источники социального заказа школы.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на кон­кретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.

Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со шко­лой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недоста­точное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.

VI. Документы, лежащие в основе разработки программы развития: 

Закон РФ «Об образовании».

Районная программа развития образования.

Программа не является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения раз­делов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.

Организационная структура управления школы

 

 


Выпускник начальной школы

Психолого-педагогический портрет:

эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать),рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

Личностные качества:

учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисиплини-рованность, адаптивность, самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность, эмпатия.

Выпускник основной школы

Психолого-педагогический портрет:

аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целеобразование, планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность (способность к творчеству); чувство психологической защищенности.

Личностные качества:

социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно-полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности, Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание.

Выпускник средней школы

Психолого-педагогический портрет:

теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия.

Личностные качества:

социальная зрелость, осознание и критичное отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие свое внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

I. Наше видение миссии школы.

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образова­тельного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:

Iступень - начальные классы;

IIступень - основная школа;

IIIступень - средняя школа.

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изу­чал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализа­цию личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоя­тельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:                                                                                                а) природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задат­ки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школь­ника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и окружающей среде;

б) особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семей­ное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число раз­водов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возме­щать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших за­дач школы в современных условиях;

в) социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосре­дованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

г) воспитательное учреждение, в котором получает образова­ние человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реали­зует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования -мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.

Система личностно-ориентированного образования в адап­тивной школе должна состоять из следующих подсистем:

Система личностно-ориентированного образования

1.Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.

Психологическая служба

2. Классно-урочные занятия

Программа образования

3. Занятия по выбору учащихся, элективные курсы

4. Самообразование

5. Клубная (внеурочная) работа школы

Программа воспитания

6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление

7. Трудовая деятельность учащихся

Социальная служба

8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка

 

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на вос­питание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

II. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное об­разование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмо­ционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослуш­ного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого, школа ставит перед собой следующие цели:

а) отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наи­более отвечающей меняющимся социальным и педагогическим ус­ловиям;                                                                                                                      

б) обеспечение  равных  условий  для   реализации   конституционного

права граждан на образование;

в) создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

г) повышение роли образования в воспитании личности;    

д) обеспечение  социальной защищенности участников образователь­ного процесса.

Задачи:

а) переход к универсально-профильному образованию;

б) поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

в) поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по выбору;

г) определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);

д) активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;

ж) совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;

з) совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирова­ние у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

е) более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллек­тив закладывает следующие принципы:

а) гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

б) демократизации управления школой и взаимоотношений учитель­ского и ученического коллективов;

в) преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно-ориентированного обучения

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманиза­ции образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления. 

I ступень - начальная школа: традиционные программы и програм­мы развивающего обучения - Л.В. Занкова, Эльконина-Давыдова, учебно-методический комплекс «Гармония» и «Школа 2100», пропедевтические курсы. 

II       ступень - основная школа (5- 9-е классы): расширение круга                  образовательных услуг за счет  вариативной части - спецкурсов,  групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических курсов.

III         ступень - средняя  школа (10-11-е классы): от изучения предме­тов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся. 

Этапыосвоенияивнедрения новойконцепцииразвитияшколы

I  этап(2010-2011 гг.) - составлениепрограммыразвитияшколы:            об­разовательныхивоспитательныхпроектов; защитапроектов, апробацияи внедрение.

 

IIэтап(2012-2013 гг.) - практическийкорректированиепроектов, организацияадаптивногоучебно-воспитательногопроцесса.

 

IIIэтап(2014-2015 гг.) - результативный - самоконтрольиэкспертная оценкарезультатовобучения, воспитанияиразвития.

III. Модельноепредставлениешколы.

Напротяжениинесколькихлетвшколереализовывалсяличностно-ориентированныйподходвобученииивоспитании, сложиласьопределен­наямодельработыобразовательногоучреждения:

 

Модель работы школы

Ступени образования

Начальная школа

6-10 лет

Основная школа

11-15 лет

Полная сред.школа

15-17 лет

Виды дифференциации

Уровневая, внеш-няя и внутренняя

Уровневая

внутренняя

Уровневая

профильная

Содержание образования

Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования регионального компонента.

Профили: - физико- математический;

                   - гуманитарный;

Особенности организации работы школы

Традиционные уроки с элементами развивающего обучения

Работа по системе Занкова, Элько-нина-Давыдова, УМК «Гармония», «Школа 2100»

Концентрированное изучение пред-ов

9-е классы:                  10-е классы:

география–биология; алгебра-геометрия;

алгебра-геометрия;     история – право.

право-история.

11-е классы:

экология – ОБЖ;

история – право;

алгебра-геометрия.

Школьный компонент:

Экология

История

География

Математика и конструирование

Школьный компонент:

Физика, литература, русский язык, психология, химия, математика, трудовое обучение, музыка, физ-ра, экономика.

Работа по системе «лекция-семинар-зачет»:      иностранный язык;

история;  физика; экология.

 

В основу организации образовательного и инновационного про­цессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:

а) способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потен­циала и развитию его потребностей и способностей в преобразо­вании окружающей действительности и самого себя;

б) пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

 

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, нали­чием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах дея­тельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро ме­няющихся знаний, должен обеспечить:

а)       мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

б)      овладение поисковым, проблемным, исследовательским,продук­тивным типами деятельности.

Особенности и условия построения личностно ориентирован­ной модели школы:

1.  Создание индивидуального облика школы -  выявление оригиналь­ности, особенности школы осуществляется на принципах объединения все­го коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

2.  Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного
уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

3.  Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогиче­ских технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровье-сберегающей направленности.

4.  Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблем­ных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, кол­лективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

Перспективная модель работы школы к 2015 году

Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

1.базисные учебные предметы;

2.спецкурсы в структуре учебного плана;

3.дополнительное образование.

Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический кол­лектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школь­ников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их лич­ностному развитию.

Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает соб­ственную траекторию образования.

С одной стороны, содержание образования определяется государст­венными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

 

Ожидаемый результат.                                                                                         

 

Iмодуль:   

- создание прочной базы знаний, умений   и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

-содержание обучения должно содействовать развитию любозна­тельности и заинтересованности, осознанию необходимости                    изу­чаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности,                 полу­чаемой от процесса обучения;

- учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает                   атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем          успеш­ность его школьной карьеры до самого выпуска);

-постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным                вы­ходом на государственные стандарты на финише;

-развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

II модуль:

 учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

-усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и              умо­заключения, проводить аналогии;

-развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);

-расширение содержания образования через введение новых                пред­метов, активизацию познавательной деятельности с помощью           фа­культативов, кружков, развивающих часов и т.д.;

-умение работать с литературой, отбирать и систематизировать         на­учный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему,

составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;

-умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

-сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащим­ся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.


III      модуль:

-  конкретизация познавательных интересов учащихся;

-  углубление знаний в различных предметных кафедрах НОУ;

-  групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

- урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты,  и т.д.

IV      модуль:

-  учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более              высо­кий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения,          свя­зывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

- у учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и           внеучебных интересов, определяется область профессиональной               дея­тельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся              познава­тельная деятельность подчиняется определенной личностной цели;          

 - формирование научного стиля мышления, который, являясь         устой­чивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и вузах.

V       модуль:

- формирование мотивации большей части педагогического коллек­тива на начало и продолжение инновационной деятельности;

- качественный рост профессиональной активности педагогов: изуче­ние и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогическо­го опыта - создание основ банка ППО школы;

 - повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

- внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;

- дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед шко­лой задач.

 

Перспективная модель развития школы (к 2015г.)

 

УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цели:

Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физиче­ской культуре.

Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

 

Задачи:

Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.

Пропаганда здорового образа жизни.

Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за                      со­стояние здоровья.

Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на осно­ве принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Проблемы:

-  ухудшение социального положения семей в микрорайоне;

-  необеспеченность детей полноценным питанием;

- достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

-  невысокий уровень общей культуры в микросоциуме школы.

 

Здоровьесберегающая деятельность

 

Основные направления

Мероприятия, рассчитанные на перспективу

 

Условия

1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей.

Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, составление «карточек здоровья» уч-ся, анализ состояния здоровья, выявление тенденций.

Взаимодействие с мед.учреждениями города, ДЮСШ, учреждениями культуры, работа в микрорайоне школы, использование бюджетных средств, средств родителей и собственных.

2.Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса в летний период

Приобретение медикаментов для медкабинета, выполнение предписан-ных процедур, полный охват горячим питанием, введение в рацион питания витаминных и йодосодержащих препаратов.

3.Поддержка санитарно-гигие-ническ. режима, профилактика травматизма

Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний орга-нов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по ТБ.

Взаимодействие с МУЗ, ЦРБ, ДЮСШ, учреждениями культуры, работа в микрорайоне школы, использование бюджетных средств

родителей и собственных.

4.Усиление двигательного режима.

Проведение физкультминутки в началь-ных и средних классах, увеличение уроков физ-ры, приобретение спорт-инвентаря, охват нуждающих уч-ся занятиями ОФП и корректирующей гимнастики.

5.Валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса

Разработка в 2007 и внедрение в учебный план курса валеологии; снятие стрессовых ситуаций, проведение психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение уч-ся «группы риска», метод.рекомендации по работе с этими детьми.

 


Ожидаемыерезультаты:

- созданиеблагоприятнойобразовательнойсреды, способствующей сохранениюздоровья, воспитаниюиразвитиюличности;

- уучащихсядолжныбытьвыработаныформыповедения, помогаю­щиеизбежатьопасностейдляжизнииздоровья;

- снижениезаболеваемостисредиучащихсяипедагогов.

ПРОГРАММАРАЗВИТИЯВОСПИТАНИЯВШКОЛЕ

Современнаяжизньсеесоциально-экономическимиреалиямитребу­етновыхподходовкобразованиюивоспитаниюмолодежи. Чтотакоевоспитание? Педагогическаянауканедаетоднозначного ответанаэтотвопрос. Однимизраспространенныхопределенийэтойка­тегорииявляетсяпонятиеовоспитаниикакопередачесоциальногоопыта отодногопоколениякдругомуоформированииумоло­дежи


определенныхзнанийиумений, оспособностипринятьэтизнанияна практике.

Впоследниегодынасменуэтомупонятиюовоспитаниипришлодру­гое: воспитание - этоцеленаправленноеуправлениепроцессомразвития личности (Х.И. Лийметс)

Внастоящеевремявобластивоспитаниясуществуетмногопроблем. Основныепроблемысвязанысэкономическимиполитическимреформи­рованиемобщества. Отмечаютсярезкаядифференциациядоходов, массо­воеобнищаниесемей. Происходитдезорганизацияжизнисемей, разруша­ютсясложившиесятрадициисемейногоуклада: сказываетсявысокаязаня­тостьродителейили, напротив, ихбезработица. Этаситуацияпорождает каквнутренниеконфликтыипроблемыудетей, очемсвидетельствуют данныепсихологов, врачей, психиатров, такиделаюточевиднымипробле­мывзаимодействияребенкасвнешниммиром, ссоциумом, сдр. людьми.

Втожевремямедики, социологи, психологиговорятотом, чторезко увеличилоськоличестводетей, «выброшенныхизобщества», детей, хотьи благополучныхвнешне, нопредоставленныхсамимсебе.

Всеэтоделаеточевиднойнеобходимостьповышениястатусавоспи­тательнойработыврамкаходногоизнемногихсоциальныхинститутов, ре­альнозанимающихсяразвитиемдетей, - школы.

Школадолжнастремитьсявыпускатьизсвоихстенчеловека, который соответствовалбыпопараметраммоделиличности. Модельличностирас­сматриваетсянетолькокакидеальнаяцельвоспитания, ноикаксодержа­ниевоспитания:

 

ЛИЧНОСТЬ

Понимающий жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность).

Способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни.

Конкурентноспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

Устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.

Умеющий посылать «сигнальные огни» о габаритах своих прав и достоинства.

Стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.

Знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

Знающий психологические основы общения.

Имеющий развитое творческое начало, чувство эстетической меры.

Воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы

1. Основные принципы и функции воспитательного процесса

Содержание воспитания и его организационные формы разрабаты­ваются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обуче­ния и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологиче­ский фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических ка­нонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях чело­века с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативно­го, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение лично­сти к самой себе.

Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим услови­ям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравст­венного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранение  культурных и национальных традиций.     

Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, кото­рые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятель­ность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

 

 

Воспитательная   система   школы   предполагает   следующие функции:

 

- развивающую, направленнуюнаизменениемотивацииучебной деятельности, развитиетворческойличности, способнойксамовы­ражению, самореализации;

- интегрирующую, обеспечивающуюрасширениеиуглублениевнутришкольныхивнешкольныхсвязей;

- защитную, способствующуюизменениютипавзаимоотношенийре­бенкаивзрослого, восновекоторыхдолжнобытьсочувствие, со­переживание, взаимопонимание;

 - корректирующую, направленнуюнакоррекциюповеденияиобще­нияребенкасцельюпредупреждениянегативноговлияниянафор­мированиеличности;

- компенсирующую, предполагающуюсозданиевшколеусловийдля самовыражения, демонстрациитворческихспособностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающейуспешностьсовместной деятельностидетейивзрослых;

- управленческую, ориентированнуюнаоптимизациюфункциониро­ванияиразвитияшколы, созданиеусловийдляпрофессионального ростапедагога, взаимодействиевсехучастниковвоспитательной системы.

 

Главнаяидея, которойпедагогическийколлективруководству­етсяворганизациижизнедеятельностишкольников, - этоидея творчества.

 

2. Целевойблок

Целеваянаправленностьшколы- формированиеличности, способ­нойктворческомусамовыражению, кактивнойжизненнойпозициивсамо­реализацииисамоопределенииучебнойипрофессиональнойдеятельности.

Задачи:

Определениеииспользованиенаиболеепродуктивныхформиспособов интеллектуальногоразвитияребенка, профессиональногоростапедагога.

Созданиеусловийдляпроявленияираскрытиятворческихспособно­стейвсехучастниковучебно-воспитательногопроцесса.

Формированиеразвивающейнравственноиэмоциональноблагопри­ятнойвнутреннейивнешнейсредыдлястановленияличностикакученика, такиучителя.

Созданиеученическогосамоуправления.

Развитиеиупрочнениедетскойорганизациикакосновыдлямежвоз­растногоконструктивногообщения, социализации, социальнойадаптации, творческогоразвитиякаждогоученика.


3. Содержаниевоспитательнойработы

 

Вкачествесистемообразующихопределеныследующиевидыдея­тельности:

-познавательнаядеятельность, расширяющаякругозор, любозна­тельностьшкольникаиформирующаяпотребностьвобразованиии интеллектуальномразвитии;

-художественнаядеятельность, развивающаяэстетическоемиро­ощущение, потребностьвпрекрасном, способностькхудожествен­номумышлениюитонкимэмоциональнымотношениям;

-спортивнаядеятельность, способствующаяздоровомуобразужиз­ни, красотефизическойивысокойгигиенежизни;

 - трудоваядеятельностьввидесамообслуживающего, общественно полезноготруда, положительноеотношениеккоторомуявляется показателемчеловеческойсущности, отношенияклюдямипрежде всегоксамомусебе;

 - ценностно-ориентировочнаядеятельность, направленнаянара­циональноеосмыслениеобщечеловеческихисоциальныхценно­стеймира, наосознаниеличнойпричастностикмирувовсехего проявлениях;

- общественнаядеятельность, формирующаяактивнуюгражданскую позициюподросткаиприобщающаяегоквозможностиижеланию активногопреобразованиядействительности;

 - свободноеобщение, осуществляемоекакдосугшкольника, когдаего общениеосвобожденоотпредметнойцелиикогдасодержаниеми цельюегодеятельностиявляетсяобщениесдругимчеловеком.

 

Решениюпоставленныхцелиизадачпризванаспособствоватьдеятельностьвследующихнаправлениях:

Не

Направления

Программы (подпро-граммы), через кото-рые реализуются данные направления

Ожидаемый результат

Художественно-эстетическое развитие

Программа «Юные таланты »

Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в культурном досуге.

Спортивно-оздоровительная работа

Шефская работа

Программа «Здоровье»

 

Программа «Милосердие»

Развитие чувства необходимости занятий физ-рой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы.

Воспитание гражданственности и     нравственности у учащихся. Сформиро-ванное чувство сострадания и милосордея.

Информационная работа

Программа «Пресс-центр»

Оперативно и регулярно выходящая детская пресса, возможность для каждого ребенка высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жизни школы или класса.

Свободное общение

Программа «Мир детства»

Формирование и принятие правил жизни школы и класса и прав и обязанностей каждого члена школьного и классного кол-ва; планирование детьми коллективной внеурочной деятельности.

Социально-педагогическая деятельность

Программа «Семья»

Подпрограммы:

1. «Проблемные семьи»

2. «Проблемные дети»

Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Организация педагогического просвещения родителей. Овладение способами разрешения конфликтов. 


 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1-й этап - подготовительный (2010-2011гг)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.

Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педаго­гического опыта.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап - практический (2012-2013 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школь­ников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделиро­ванию и построению воспитательных систем классов.

Моделирование системы ученического самоуправления.

3-й этап - обобщающий (2014-2015 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Основа - авторская модель организации психологической службы в школе.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности пси­холога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуа­циях школьного взаимодействия.

Задачи:

1.  Систематическое отслеживание особенностей     психологического
развития ребенка на различных этапах обучения.

2.  Создание в данной педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3.         Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Важнейшие направления практической деятельности школьного пси­холога в рамках процесса сопровождения:

- школьная прикладная психодиагностика;

развивающая и психокоррекционная деятельность; консультирование и просвещение педагогов, школьников и их роди­телей; социально-диспетчерская деятельность.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

 

                                          

Стержнем данной модели является психолого-педагогический конси­лиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно рас­пределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

Основные циклы сопровождения:

- прием в 1-й класс;

- адаптация в начальном звене школы;

- переход в среднее звено;

- адаптация в среднем звене;

- подростковый кризис;

- адаптация в старшем звене.

Алгоритм работы в данном цикле:

1.  Организационная и методическая подготовка к проведению цикла.

2.  Проведение первого этапа диагностического обследования (диагностический минимум).

3.Проведение  второго этапа  психодиагностического  обследования
(углубленная диагностика).

4.  Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

5.  Проведение психолого-педагогического консилиума.

6.  Реализация решений консилиума.

7.  Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

Этапы внедрения модели в школьную практику

1-й этап - подготовительный (2010/2011 учебный год):

- знакомство с авторской моделью организации психологической службы в школе;

- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения.

- соотнесение психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника с основополагающими требованиями, разрабо­танными в научной психолого-педагогической литературе.

2-й этап - практический (2011-2013 гг.):

 введение в школьную практику проведения психолого-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;

-поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений консилиума;

- постепенное введение в школьную практику основных циклов со­провождения (по два цикла в год).

3-й этап - обобщающий (2014-2016 гг.):

- обработка и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эффективности проводимой работы;

- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.


МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

1. Цели:

1.Способствовать организации здоровой социокультурной среды для
становления социально активной жизнестойкой личности, способной само­стоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

2.Ограничить   вредное   воздействие   неблагоприятной   среды   на
учащихся.

2. Задачи:

1.Профилактика   безнадзорности   и   правонарушений   несовершен­нолетних.

2.Организация занятости детей во внеурочное время.

3.Совершенствование   работы   по  сотрудничеству  с  социокультур­ными организациями и учреждениями города.

4.Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.

5.Создание  благоприятных  условий  для   полноценной  жизни  уча­щихся и семей «группы риска».

6.Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.

3. Проблемы:

- снижение общего культурного и социального уровня населения;          - высокий   процент   малоимущего   и   неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения;

- большая профессиональная невостребованность специалистов и высокий уровень безработицы;

- отсутствие нормальных бытовых условий у части    семей учащихся школы (проживание в неблагоустроенных   и   частично благоустроенных домах);

4. Направления работы:

1. Организация досуга учащихся школы и профориентация.

Этапы реализации

1-й этап (2010-2011 гг.) - подготовительный:

- диагностика интересов и занятий учащихся во внеурочное время;       - наблюдения за изменениями в социокультурной жизни района.


2-й этап (2012 г. - на перспективу) - практический:

-  участие во всех мероприятиях микрорайона и города;

- расширение сферы сотрудничества с культурными организация­ми и учреждениями города;

- расширение сети кружков по интересам в школе;

- привлечение средств и специалистов по созданию новых кружков, секций, клуба в микрорайоне (через администрацию города).

 

2. Организация работы с категориями «группы риска».

5. Ожидаемые результаты:

- отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;

- снижение уровня правонарушений среди учащихся школы.

- повышение культурного уровня детей и молодежи;

- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;                                                           

-  снижение социальной напряженности в семьях учащихся.

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место) и реализовать свои способности и возможности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учашихся в управление школьными делами, создание работоспособных организаторов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязан­ностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимоза­висимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детейи педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если  есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желаниисамоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

I. Целевой блок

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личностина основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачи:

1.     Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2.  Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.

3.  Развитие и упрочнение детской организации как основы для меж-
возрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

 

II. Принципы построения и развития самоуправления.

 

1.Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправле­ния педагогов, учащихся и родителей.

1.  Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского
самоуправления.

2.  Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тес­ное взаимодействие.

3.  Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов
деятельности на основе специфических условий школы.

4.  Широкая гласность и открытость в деятельности органов само­
управления.

5.  Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.

6.  Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

7.  Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность инте­ресов учащихся.

9. Приоритетность непосредственной демократии над демократией
представительной.

III.      Структура школьного самоуправления

 

 

Функции совета учащихся школы:

1.  Проведение анализа работы классных органов самоуправления.

2.  Подготовка анализа и предложений на совет школы.

3.  Анализ работы самих членов.

4.  Обеспечение социальной защиты учащихся.

Структура третьего уровня. Это совет школы, который состоит из  учащихся (6 человек), педагогов (5 че­ловек) и родителей  (5 человек). Руководит советом школы директор.

 

Функции совета школы:

1.  Работа над созданием перспективного плана развития ОУ.

2.  Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической базы ОУ.

3.  Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организа­ции деятельности ОУ.

4.  Контроль за деятельностью администрации по расходованию вне­
бюджетных средств.

5.  Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятель­ности ОУ.

III. Содержание деятельности органов самоуправления.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

-  познавательная деятельность - предметные недели, встречи с ин­тересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);

- трудовая деятельность - забота о порядке и чистоте в школе, бла­гоустройство школьных помещений, организация дежурства;

- спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;

-  художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

-  шефская деятельность - помощь младшим, забота о старших;

-  информационная деятельность - письменная информация о жизни отрядов, экипажей школы.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации знаний учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация самоуправления:

1.    Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2.Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3.Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4.Вырабатывает правильное отношение к критике.

5.Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.

6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в
школе.

Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Ее социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляе­м. Это относится как к школе, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и са­мостоятельным звеном управления.

 

Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Joomla templates by Joomlashine