Школьный музей

5 октября прошёл музейный урок,  посвящённый 80-летию образования Рязанской области для учащихся 8а класса.

Его подготовили и провели ученица 10 класса Корнеева Катя,  руководитель школьного музея Ерошина Наталия Васильевна и заведующая школьной библиотекой Глебова Надежда Васильевна. Была показана презентация о районах области, об истории Рязанского края. Прозвучала песня о Ряжске.  На учащихся произвели  впечатление достопримечательности нашего края.

Ребята задавали вопросы, интересовались фактами истории Рязанской области.  Познакомились с  выставкой книг  о Рязанском крае и о Ряжске.

 

 

 

План работы  школьного музея

   Руководитель музея: Ерошина Н.В.

Месяц

Мероприятия

Класс

Ответственный

Сентябрь

«Вот какая наша школа»

Экскурсия в школьный музей.

1, 5

Ерошина Н.В.

Уч-ся 10 кл.

Октябрь

Отзовись фотография-

Музейный урок.

6

Ерошина Н.В.

Ноябрь

Пишем летопись школы.

Беседа с учащимися.

8

 

Уч-ся 10 кл.

Декабрь

Тематический вечер : Декабрь: роковой или счастливый месяц в истории страны?».

7

Ерошина Н.В.

 

Глебова Н.В.

Январь

Русская старина- музейный урок.

9

Бортникова В.А.

Февраль

Встреча с воинами-участниками локальных войн .

Экскурсия по музею для гостей и выпускников школы.

10

 

Танишина О.В.

Март

Конкурс  «Во всех  ты, душенька,  нарядах   хороша…(история женской одежды).

11

Ерошина Н.В.

Апрель

«Что ели наши предки?»

(открытое мероприятие в рамках Музейной педагогики как средства формирования духовных ценностей учащихся).

5

Силинская Е.И.

Май

Встреча с ветераном

6-7

Ерошина Н.В.

 Программа «Музейная педагогика- средство формирования духовных ценностей учащихся.

   Автор:

Ерошина Наталия Васильевна,учитель истории.

Пояснительная записка

Школьный музей –термин, знакомый едва ли не каждому россиянину. Однако далеко не все могут достаточно четко объяснить, что же представляет собой это оригинальное  явление в отечественной культуре.  Даже специалисты до сих пор не пришли к единому мнению в определении школьного музея. Тем не менее, при всей своей относительной условности ,термин «школьный музей» отражал  организационную и функциональную сторону этого явления образования и культуры, т.е. общественный характер музея, активное участие школьников в его создании и деятельности, его образовательное и воспитательное назначение.

Школьный музей  нашей школы имеет исторический профиль и занимается изучением истории школы и родного города. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в музейно-краеведческой работе, дети познают азы коллективной деятельности: самоуправление, самообслуживание, демократия и дисциплина, инициатива и ответственность.  Данная программа включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения  в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

1.Организация поиска материалов по истории школы для пополнения музейного фонда.

2. Систематизация и обобщение материалов, связанных с историей школы, семьи, города.

3. Учет и хранение предметов, материалов и документов, их систематизация.

4.Оформление и экспонирование материалов.

    5. Организация  экскурсий.

6. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

 

Основные направления работы:

1.     Информирование. Первичное получение сведений о музее. Создание  электронных презентаций,  информа ционных  справок  об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.  

2.Обучение. Осуществляется в форме экскурсий. Уроков, проектных и исследовательских работ. Обязательный фактор- неформальность и добровольность.

3. Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью  проектной деятельности, викторин, встреч, фестивалей исторических игр.

4. Общение.  Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями, поэтами, ветеранами.

5. Отдых. Организация свободного  времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей, концерты, чаепития для ветеранов и гостей щколы.

По основной направленности программа является развивающей и социально-адаптивной. По сложности программа является интегрированной, т. е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии и др.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

 

Направление  деятельности:

- Работа с музейной аудиторией, направленная на  формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие  вкуса к общению с музейными ценностями.

- Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

- Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

-Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала более эффективно.            

Формы работы:

-лекции;

-экскурсии;

-встречи с интересными людьми;

- исторические игры и викторины;  проектная исследовательская  деятельность,

-использование интернет-технологий,

-посещение музеев города и области,

-оформление выставок, обновление экспозиций,

-встречи с ветеранами.

                 Прогнозируемые результаты:

1.     В обучающей сфере- приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, г. Ряжска, Рязанская область, умений свободно ориентироваться в исторических фактах.

2 В воспитательной сфере- воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое уважения и преклонения перед  людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания.

-В развивающей сфере- достижения учащимися  высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея.

 

Проект: «Школьный музей – средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения»

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г., государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», приоритетной  задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В связи с этим вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить  подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить свой родной край, город, село, народ, который в нём живёт – значит, укрепить основы государственности. Исключительно важно каким будет человек будущего,  в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота.

В МОУ «Ряжская средняя школа №2» в рамках проекта реализуется  программа подготовки юнармейцев по патриотическому воспитанию, ориентированная на  краеведческую работу и знание истории.

Она представляет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Проекта является музейная педагогика.

 

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания  юнармейцев в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. 

Цель проекта:

Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому  и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся  к истории

Задачи проекта:

- Внедрять музейную педагогику, краеведческий материал в изучение истории, включать учащихся в многообразную деятельность школьного музея.

- Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и дизайнерских решений, способствующих повышению привлекательности музея.

- Активно использовать современные технические средства и информационные технологии.

 

- Регулярно проводить занятия с юнармейцами по изучению истории страны и родного края,  активно использовать краеведческий материал.

Темы занятий  с учащимися отряда   «Юнармия»:                      

1.     Ряжску 515 лет. История. События. Люди.

2.     История Ряжского пехотного полка.

3.     Ряжцы в Отечественной войне 1812 года.

4.     Первая мировая война и рязанцы.

5.     Помним, гордимся. О Героях Советского Союза – наших земляках.

6.     Рязанский край в годы Великой Отечественной войны.

7.     Ряжский район в годы войны.

8.      Наши земляки – участники Московской битвы.

9.       Рязанцы, повторившие подвиг Александра Матросова.

10.                      История Русского оружия.

11.                     Награды Великой Отечественной войны.

12.                     Ряжцы- участники парада Победы 1945 года.

13.                     Символика Ряжска и Рязани.

14.                     Воины - итернационалисты- наши земляки.

15.                     Участники локальных войн-ряжцы.

16.                     Рязань – столица ВДВ.

Музей не «иллюстрирует» историю, не учит, а формирует у человека личные отношения к тем или иным историческим фактам. 

 

Задача музея – сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические  понятия с чувственным опытом детей, развить их способности учиться и собирать информацию.

 

Мероприятия 

     Какой замечательный музей в нашей школе! Добро пожаловать! Учащиеся  с интересом рассматривают стенды об истории школы. Просторно и светло в музейной комнате. Много  экспонатов расположено в витринах и на полках в шкафах. И мы будем рады новым поступлениям.  

 


 

 

 

 

  

 

 

  В школьном музее прошел урок истории в 9 классах. Учащиеся  ознакомились с печатными изданиями начала ХХ века, которые хранятся в музее. Увидели и прочитали статьи о Первой мировой войне,  о которой изучали на уроках, посмотрели репродукции картин эпохи Серебряного века. В конце урока вместе с учителем истории Ерошиной Наталией Васильевной  обсудили некоторые фрагменты той эпохи. Такой урок запомнится надолго.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

14  октября  в 8а и 9б классах состоялся музейный урок, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Учитель истории Ерощина Н.В. рассказала об этом дне с исторической точки зрения. Показала ребятам книги, в которых описан  праздник. В классе царила непринужденная атмосфера. Ребята с интересом слушали рассказ об истории создания праздника. Матушка Екатерина Ивановна Силинская поведала учащимся о традициях, обрядах, о народных приметах, связанных с Покровом.  Она провела ролевую игру о человеческих ценностях, которые пригодятся им в будущей жизни. Всем понравилось! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 25 февраля  в районном краеведческом музее для учащихся 7а класса прошёл очень интересный урок на тему: «Родной край в 17 веке. Ряжск-город-крепость». 

 

К 70- летию снятия блокады Ленинграда. В нашей школе учащиеся 11 класса  Соколовская Настя, Биркин Евгений , Медведев Никита, Каплина Алина подготовили и провели интересные  презентации, посвященные 70-летию  снятия блокады Ленинграда. Эта памятная дата отмечалась 27 января . Показ слайдов сопровождался выступлениями ребят ,эмоциональные рассказы вызывали у слушателей слезы. Патриотический подъем  вызвал видеофильм, посвященный тем трагическим событиям в Ленинграде.   (Учитель истории Ерошина Н.В.) 

 

 

 

В рамках проведения уроков по патриотическому воспитанию прошло интересное мероприятие в 5-х классах «Декабрь: счастливый или роковой месяц в истории нашей Родины?». Учащиеся 5 б класса в стихах рассказали о трагическом событии в истории нашего края , о нашествии хана Батыя на Рязань в декабре 1237 г. Был показан видеофильм о тех днях. Руководитель школьного музея Ерошина Н.В. приготовила презентацию о Московской битве, о контрнаступлении 5-6 декабря 1941 г. Эмоционально рассказала о Ряжске того времени. Ребята почтили минутой молчания всех погибщих за нашу Родину. 15 декабря 2013 г. Исполнилось 250 лет Ряжскому пехотному полку. Отметили юбилеи разные люди: А. Макаревич, Г. Волчек, Ю. Николаев и др. В декабре исполнилось бы 95 лет Солженицыну А.И.- писателю, который 12 лет жил и работал в Рязани. Ребята сами сделали вывод о том, какой месяц декабрь: роковой или счастливый.

 

 

 

21-го ноября в школьном музее для учащихся 5 а класса прошел урок «Отзовись фотография!», посвященный Дню матери. Ерошина Наталья Васильевна показала фотографии женщин – участниц войны: Ситник Надежды Николаевны (на войне была снайпером), Финагиной Софьи Гавриловны (зенитчица в годы войны и водитель грузовика) и рассказала об их жизненном пути. Было зачитано стихотворение А. Афанасьева, нашего земляка, «Русские женщины». Трогательным был рассказ о Понамаревой П.И. -  директоре школы №2 в годы войны. Ребята с охотой согласились на предложение Ерошиной Н.В.   продолжить летопись школы об их родственниках – участниках войны. 

 

 

Joomla templates by Joomlashine