Школьный музей

 Школьный музей пополняется новыми предметами, фотоматериалами и информацией о выпускниках прошлых лет. Оформлением и обновлением школьного музея занимается Афонина Ольга Александровна.

Под руководством Ольги Александровна учащиеся изготовили макет старого здания школы №2, располагавшегося по ул. Красная д. 13. 

Для экспозиции, посвящённой герою Советского союза танкисту Андрею Серебрякову, Ариков Георгий изготовил макет танка КВ-1.

Недавно открылась новая экспозиция, стилизованная под русскую старину. Здесь можно увидеть русскую печь, предметы быта, изделия народного творчества (вышивка рушников, наволочек, воротничков, подзоров, покрывал, скатертей).

 

 

 

 

 

 

16 января руководитель школьного музея Ерошина Н.В. провела урок мужества для юнармейского отряда. Ребята узнали о героическом подвиге Героя Советского Союза, танкиста А.М. Серебрякова, имя которого носит отряд, в годы Великой Отечественной войны.

 

 

Руководитель школьного музея Ерошина Наталия Васильевна и члены краеведческого кружка Вайсброт Анжела и Сафарова Кристина, провели классный час в 6 «А» классе на тему: «История создания местного самоуправления», где была показана презентация и большой интерес вызвал у учащихся рассказ о деятельности Ряжской администрации. Ребята отвечали на вопросы и интересовались органами местной власти.

 

 

 

 

 

 

 

22 декабря в нашей школе прошло мероприятие в рамках краеведческого направления РДШ.  Оно было посвящено трагической странице истории Рязанской земли: «780 лет вторжения хана Батыя в Рязанское княжество». Учитель истории Ерошина Н.В. и члены краеведческого кружка подготовили прекрасную презентацию об истории Старой Рязани, о мужестве рязанцев, о легендарном Евпатии Коловрате. Учащиеся 5а класса рассказали стихи о храбрости защитников Рязани. В конце мероприятия была проведена викторина, с которой ребята справились отлично. На этом мероприятии присутствовали учащиеся 5а, 5б, 6а и 6в классов. Члены краеведческого кружка и просто учащиеся 5-6 классов, неравнодушные к истории малой Родины принимали участие в проектах: «От чистого истока» и  «Будущее моего города». Все они награждены Дипломами в различных номинациях.  Эта работа будет продолжена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 октября прошёл музейный урок,  посвящённый 80-летию образования Рязанской области для учащихся 8а класса.

Его подготовили и провели ученица 10 класса Корнеева Катя,  руководитель школьного музея Ерошина Наталия Васильевна и заведующая школьной библиотекой Глебова Надежда Васильевна. Была показана презентация о районах области, об истории Рязанского края. Прозвучала песня о Ряжске.  На учащихся произвели  впечатление достопримечательности нашего края.

Ребята задавали вопросы, интересовались фактами истории Рязанской области.  Познакомились с  выставкой книг  о Рязанском крае и о Ряжске.

 

 

 

План работы  школьного музея

   Руководитель музея: Ерошина Н.В.

Месяц

Мероприятия

Класс

Ответственный

Сентябрь

«Вот какая наша школа»

Экскурсия в школьный музей.

1, 5

Ерошина Н.В.

Уч-ся 10 кл.

Октябрь

Отзовись фотография-

Музейный урок.

6

Ерошина Н.В.

Ноябрь

Пишем летопись школы.

Беседа с учащимися.

8

 

Уч-ся 10 кл.

Декабрь

Тематический вечер : Декабрь: роковой или счастливый месяц в истории страны?».

7

Ерошина Н.В.

 

Глебова Н.В.

Январь

Русская старина- музейный урок.

9

Бортникова В.А.

Февраль

Встреча с воинами-участниками локальных войн .

Экскурсия по музею для гостей и выпускников школы.

10

 

Танишина О.В.

Март

Конкурс  «Во всех  ты, душенька,  нарядах   хороша…(история женской одежды).

11

Ерошина Н.В.

Апрель

«Что ели наши предки?»

(открытое мероприятие в рамках Музейной педагогики как средства формирования духовных ценностей учащихся).

5

Силинская Е.И.

Май

Встреча с ветераном

6-7

Ерошина Н.В.

 Программа «Музейная педагогика- средство формирования духовных ценностей учащихся.

   Автор:

Ерошина Наталия Васильевна,учитель истории.

Пояснительная записка

Школьный музей –термин, знакомый едва ли не каждому россиянину. Однако далеко не все могут достаточно четко объяснить, что же представляет собой это оригинальное  явление в отечественной культуре.  Даже специалисты до сих пор не пришли к единому мнению в определении школьного музея. Тем не менее, при всей своей относительной условности ,термин «школьный музей» отражал  организационную и функциональную сторону этого явления образования и культуры, т.е. общественный характер музея, активное участие школьников в его создании и деятельности, его образовательное и воспитательное назначение.

Школьный музей  нашей школы имеет исторический профиль и занимается изучением истории школы и родного города. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в музейно-краеведческой работе, дети познают азы коллективной деятельности: самоуправление, самообслуживание, демократия и дисциплина, инициатива и ответственность.  Данная программа включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения  в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

1.Организация поиска материалов по истории школы для пополнения музейного фонда.

2. Систематизация и обобщение материалов, связанных с историей школы, семьи, города.

3. Учет и хранение предметов, материалов и документов, их систематизация.

4.Оформление и экспонирование материалов.

    5. Организация  экскурсий.

6. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

 

Основные направления работы:

1.     Информирование. Первичное получение сведений о музее. Создание  электронных презентаций,  информа ционных  справок  об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.  

2.Обучение. Осуществляется в форме экскурсий. Уроков, проектных и исследовательских работ. Обязательный фактор- неформальность и добровольность.

3. Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью  проектной деятельности, викторин, встреч, фестивалей исторических игр.

4. Общение.  Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями, поэтами, ветеранами.

5. Отдых. Организация свободного  времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей, концерты, чаепития для ветеранов и гостей щколы.

По основной направленности программа является развивающей и социально-адаптивной. По сложности программа является интегрированной, т. е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии и др.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

 

Направление  деятельности:

- Работа с музейной аудиторией, направленная на  формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие  вкуса к общению с музейными ценностями.

- Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

- Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

-Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала более эффективно.            

Формы работы:

-лекции;

-экскурсии;

-встречи с интересными людьми;

- исторические игры и викторины;  проектная исследовательская  деятельность,

-использование интернет-технологий,

-посещение музеев города и области,

-оформление выставок, обновление экспозиций,

-встречи с ветеранами.

                 Прогнозируемые результаты:

1.     В обучающей сфере- приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, г. Ряжска, Рязанская область, умений свободно ориентироваться в исторических фактах.

2 В воспитательной сфере- воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое уважения и преклонения перед  людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания.

-В развивающей сфере- достижения учащимися  высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея.

 

Проект: «Школьный музей – средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения»

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г., государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», приоритетной  задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В связи с этим вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить  подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить свой родной край, город, село, народ, который в нём живёт – значит, укрепить основы государственности. Исключительно важно каким будет человек будущего,  в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота.

В МОУ «Ряжская средняя школа №2» в рамках проекта реализуется  программа подготовки юнармейцев по патриотическому воспитанию, ориентированная на  краеведческую работу и знание истории.

Она представляет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Проекта является музейная педагогика.

 

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания  юнармейцев в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. 

Цель проекта:

Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому  и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся  к истории

Задачи проекта:

- Внедрять музейную педагогику, краеведческий материал в изучение истории, включать учащихся в многообразную деятельность школьного музея.

- Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и дизайнерских решений, способствующих повышению привлекательности музея.

- Активно использовать современные технические средства и информационные технологии.

 

- Регулярно проводить занятия с юнармейцами по изучению истории страны и родного края,  активно использовать краеведческий материал.

Темы занятий  с учащимися отряда   «Юнармия»:                      

1.     Ряжску 515 лет. История. События. Люди.

2.     История Ряжского пехотного полка.

3.     Ряжцы в Отечественной войне 1812 года.

4.     Первая мировая война и рязанцы.

5.     Помним, гордимся. О Героях Советского Союза – наших земляках.

6.     Рязанский край в годы Великой Отечественной войны.

7.     Ряжский район в годы войны.

8.      Наши земляки – участники Московской битвы.

9.       Рязанцы, повторившие подвиг Александра Матросова.

10.                      История Русского оружия.

11.                     Награды Великой Отечественной войны.

12.                     Ряжцы- участники парада Победы 1945 года.

13.                     Символика Ряжска и Рязани.

14.                     Воины - итернационалисты- наши земляки.

15.                     Участники локальных войн-ряжцы.

16.                     Рязань – столица ВДВ.

Музей не «иллюстрирует» историю, не учит, а формирует у человека личные отношения к тем или иным историческим фактам. 

 

Задача музея – сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические  понятия с чувственным опытом детей, развить их способности учиться и собирать информацию.

 

Мероприятия 

     Какой замечательный музей в нашей школе! Добро пожаловать! Учащиеся  с интересом рассматривают стенды об истории школы. Просторно и светло в музейной комнате. Много  экспонатов расположено в витринах и на полках в шкафах. И мы будем рады новым поступлениям.  

 


 

 

 

 

  

 

 

  В школьном музее прошел урок истории в 9 классах. Учащиеся  ознакомились с печатными изданиями начала ХХ века, которые хранятся в музее. Увидели и прочитали статьи о Первой мировой войне,  о которой изучали на уроках, посмотрели репродукции картин эпохи Серебряного века. В конце урока вместе с учителем истории Ерошиной Наталией Васильевной  обсудили некоторые фрагменты той эпохи. Такой урок запомнится надолго.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

14  октября  в 8а и 9б классах состоялся музейный урок, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Учитель истории Ерощина Н.В. рассказала об этом дне с исторической точки зрения. Показала ребятам книги, в которых описан  праздник. В классе царила непринужденная атмосфера. Ребята с интересом слушали рассказ об истории создания праздника. Матушка Екатерина Ивановна Силинская поведала учащимся о традициях, обрядах, о народных приметах, связанных с Покровом.  Она провела ролевую игру о человеческих ценностях, которые пригодятся им в будущей жизни. Всем понравилось! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 25 февраля  в районном краеведческом музее для учащихся 7а класса прошёл очень интересный урок на тему: «Родной край в 17 веке. Ряжск-город-крепость». 

 

К 70- летию снятия блокады Ленинграда. В нашей школе учащиеся 11 класса  Соколовская Настя, Биркин Евгений , Медведев Никита, Каплина Алина подготовили и провели интересные  презентации, посвященные 70-летию  снятия блокады Ленинграда. Эта памятная дата отмечалась 27 января . Показ слайдов сопровождался выступлениями ребят ,эмоциональные рассказы вызывали у слушателей слезы. Патриотический подъем  вызвал видеофильм, посвященный тем трагическим событиям в Ленинграде.   (Учитель истории Ерошина Н.В.) 

 

 

 

В рамках проведения уроков по патриотическому воспитанию прошло интересное мероприятие в 5-х классах «Декабрь: счастливый или роковой месяц в истории нашей Родины?». Учащиеся 5 б класса в стихах рассказали о трагическом событии в истории нашего края , о нашествии хана Батыя на Рязань в декабре 1237 г. Был показан видеофильм о тех днях. Руководитель школьного музея Ерошина Н.В. приготовила презентацию о Московской битве, о контрнаступлении 5-6 декабря 1941 г. Эмоционально рассказала о Ряжске того времени. Ребята почтили минутой молчания всех погибщих за нашу Родину. 15 декабря 2013 г. Исполнилось 250 лет Ряжскому пехотному полку. Отметили юбилеи разные люди: А. Макаревич, Г. Волчек, Ю. Николаев и др. В декабре исполнилось бы 95 лет Солженицыну А.И.- писателю, который 12 лет жил и работал в Рязани. Ребята сами сделали вывод о том, какой месяц декабрь: роковой или счастливый.

 

 

 

21-го ноября в школьном музее для учащихся 5 а класса прошел урок «Отзовись фотография!», посвященный Дню матери. Ерошина Наталья Васильевна показала фотографии женщин – участниц войны: Ситник Надежды Николаевны (на войне была снайпером), Финагиной Софьи Гавриловны (зенитчица в годы войны и водитель грузовика) и рассказала об их жизненном пути. Было зачитано стихотворение А. Афанасьева, нашего земляка, «Русские женщины». Трогательным был рассказ о Понамаревой П.И. -  директоре школы №2 в годы войны. Ребята с охотой согласились на предложение Ерошиной Н.В.   продолжить летопись школы об их родственниках – участниках войны. 

 

 

Joomla templates by Joomlashine